Можно ли использовать, jpg вместо tif

Всем известно, что в полиграфии верстальщик пользуется фотографиями в формате tif. Потому что tif это общепризнанный полиграфический формат, жмется без потерь качества (правда не сильно жмется). А jpg это вроде как не серьезно, там и потеря качества при сжатии и цветопередача вроде как не та, короче — не подходит для полиграфии. И вот собственно возник вопрос — если в InDesign грузить jpg вместо tif, то будет сильно плохо, или не очень?

JPG-сжатие

Немного о том как появился этот вопрос. Однажды обратил внимание вот на что, в InDesign CS5, при экспорте в PDF в Adobe PDF Preset: Press Quality, High Quality Print, для цветных и черно белых изображений по умолчанию используется jpg-сжатие с максимальным качеством.

Экспорт в PDF из InDesign

Получается, что если сделать такой PDF, то в типографию пойдет файл с картинками в JPG.

Вообще мы всегда пользовались своими настройками и компрессия либо была выключена, либо использовалась ZIP-компрессия. Ну а эти настройки по умолчанию получается сделал сам Adobe, а ни кто-нибудь, значит выходит, что jpg-сжатие (с максимальным качеством) можно использовать. Решил проверить. Сначала спросил в типографии, там ответили — без проблем, можете использовать. Когда готовили очередную работу для печати, несколько PDF сделал, используя сжатие JPG.

Когда из типографии привезли тираж, то те странички очень пристально рассмотрел, и ничего необычного не нашел, артефактов ни каких нет, цвет в порядке, в общем все в порядке.

Получается, что JPG-сжатие вполне совместимо с полиграфией и с PDF, где картинки сжаты именно так, даже удобней работать так как места они занимают значительно меньше.

JPG вместо TIFF

В общем включил я в настройках компрессию в JPG с максимальным качеством и престал я заморачиваться по этому поводу. Но неожиданно у эксперимента получилось продолжение.

Пришлось удаленно заниматься допечаткой одного большого проекта (пара сотен страниц и фотографий сотен пять или шесть). Дизайнер-верстальщик, который все это верстал, для удобства (чтоб не было тормозов) грузил в InDesign небольшие jpg. В результате ко мне в работу попал файл с загруженными jpg и исходные файлы фоток. Я брал исходник, сохранял его в tif и подменял им jpg, в принципе не сложно. Но когда дизайнер присылает новую верстку (например по желанию заказчика пришлось какие-то фотки заменить и что-то переверстать), то чтоб продолжить работу я сначала должен заменить своими, уже подготовленными фотками, его jpg — это очень нудное занятие. Можно пользоваться скриптом, который в InDesign подменяет Jpg на Tif с таким же именем, получается значительно быстрее, но все равно какое-то время придется потратить.

И вот после очередной новой верстки, подумал, может конвертировать свои tif в jpg и просто перезаписать, а потом разом все линки обновить.

На всякий случай спросил в типографии (вдруг кто-то так уже делал и типография может поделиться опытом), оказалось так (jpg вместо tif) делал не просто кто-то, а почти все так делают и на качество не жалуются (только нужно с компрессией не переусердствовать).

Так и сделал, сохранил все в jpg, линки обновил. Тираж получили — все хорошо, все довольны, но сомнение все равно осталось, на чем-то же основано мнение — tif это хорошо, jpg это плохо.

Почему jpg хуже

Причина в алгоритме сжатия. Сжатие у формата tif  проходит по алгоритму LZW (Lempel-Ziff-Welch). В двух словах кодирование проходит так — повторяющиеся строки кодируются более коротким кодом, эти соответствия сохраняются в специальной таблице. То есть код файла изображения становится короче и при этом из кода ничего не удаляется.

Алгоритм сжатия jpg более сложный и состоит из нескольких этапов. Если коротко, то у каждого изображения есть некоторая избыточность, которую можно незаметно (при несильном сжатии) или заметно (при сильном сжатии) удалить. В результате в полученном файле часть кода закодирована, а часть удалена, соответственно закодированную можно раскодировать, а удаленную восстановить нельзя. Сколько именно избыточной информации в коде, зависит от величины сжатия (чем сильнее жмем — тем больше удаляется). Вот небольшой пример, где видно, когда начинает портиться изображение.

 

Пример сжатия jpg

 

Как видно на картинке, при максимальном jpg сжатии, картинка идентична tif, а при сжатии 11 уже заметны артефакты вокруг белых букв.

Еще есть мнение, что при каждом сохранении картинки происходит сжатие, а если у нас jpg, то при каждом сохранении часть кода удаляется и качество становится все хуже (правда на практике не удалось этого заметить).

Итог

  • При экспорте в pdf можно использовать jpg-сжатие с максимальным качеством
  • При верстке лучше все-таки использовать tif или eps
  • Если по каким-то причинам в верстке загружен jpg, то использовать только сжатие с максимальным качеством (12)