Почему 300 dpi?

Уверен, что все, кто хоть как-то связан с полиграфией, знают – фото с разрешением 300 dpi, это хорошо, а если разрешение меньше, то это плохо. Также я уверен, что большинство не в курсе откуда взялось это утверждение. Будем разбираться.

Для начала определимся с терминами.

Что такое ppi

Условно, цифровое изображение можно представить в виде таблицы, каждая ячейка которой имеет свой собственный цвет. Эти ячейки очень маленькие поэтому мы не видим ни границ между ними, ни их самих, а видим изображение в целом. Такие ячейки называют — пиксели.

 
Пиксели изображения
Слева и справа одно и тоже изображение. На правом увеличенном видны пиксели

Когда мы говорим о разрешении цифрового изображения, мы имеем в виду число пикселей, которые могут поместиться на одном дюйме. Поэтому правильная единица измерения разрешения для изображения это PPI (pixels per inch — пикселей на дюйм), а не DPI (dots per inch — точек на дюйм).

Кстати, пока изображение не напечатано, а является файлом на жестком диске, разрешение ppi не имеет ни какого смысла. Смысл имеет только линейные размеры изображения в пикселях. При неизменных высоте и ширине изображения, его разрешение может быть любым, хоть 1 ppi, хоть 10000 ppi. В любом случае это будет абсолютно одно и то же изображение.

Что такое dpi

Теперь разберемся с dpi. Часто считают, что dpi и ppi это одно и то же. Это происходит потому, что пиксели могут называть точками, если так, то действительно нет разницы между dpi и ppi. Ну а если говорить правильно, то из пикселей состоит цифровое изображение, а из точек напечатанное изображение. То есть точка – это минимальный объект, который может напечатать печатающее устройство. Соответственно чем больше таких точек помещается в один дюйм, тем она меньше и тем выше детализация печати. Поэтому dpi – это разрешение печатающего аппарата. В отличие от пикселя, цвет точки может быть только 100% или 0%. Но как тогда получаются полутона при печати?

Что такое lpi

LPI (lines per inch – линий на дюйм). Величина, которая измеряется в lpi, называется линиатура. Для того, чтобы напечатанное изображение имело полутона, оно формируется из растровых точек. А растровая точка представляет собой группу печатных точек. Полностью запечатанная растровая точка это тон 100%, а если только половина точки запечатана, то это тон 50% и т.д. Таким образом и получаются полутона. Соответственно — чем крупнее растровая точка (меньше линиатура), тем больше в ней поместится печатных точек и тем больше будет полутонов.

Теперь посчитаем поконкретнее. Для воспроизведения 256 градаций цвета понадобится растровая точка, состоящая из 256 печатных точек, то есть квадрат 16х16 точек. Например, если наш печатающий аппарат может печатать с разрешением 2400 dpi, то получаем такую линиатуру:

 

2400 dpi / 16 точек = 150 lpi

 

То есть, что бы получить достаточное число полутонов, печатая с разрешением 2400 dpi, мы должны использовать линиатуру 150 lpi.

Растровая точка

Разрешение и линиатура

Теперь попробуем все эти точки и пиксели увязать между собой. Электронное изображение состоит из пикселей, а когда мы его напечатали, то оно уже состоит из растровых точек. Получается, что растровая точка это как бы печатный аналог пикселя, а значит число пикселей должно совпадать с числом растровых точек, то есть разрешение изображения равно линиатуре.

То есть если у нас разрешение печати 2400 и мы хотим максимум полутонов, то для фото в электронном виде достаточно разрешения 150 ppi. А если мы берем фото с разрешением 300 ppi и печатаем с параметрами 150 lpi и 2400 dpi, то при печати растровая точка будет формироваться не из одного пикселя, а из группы 2х2 пикселя, то есть нет ни какого смысла печатать фото с избыточным разрешением.

Теперь попробуем другой вариант, фото с разрешением 300 ppi, печать с разрешением 2400 dpi, линиатуру увеличим до 300 lpi (на самом деле никогда не слышал, чтобы кто-то печатал с такой линиатурой).

2400 dpi / 300 lpi = 8 точек

Получаем растровую точку меньшего размера 8х8 точек. С одной стороны маленькая точка меньше заметна — это хорошо, но с другой стороны мы получаем всего 64 градации цвета (в 4 раза меньше, чем в предыдущем случае), соответственно изображение потеряет некоторые детали — это плохо. Получается, что для сохранения всех полутонов при увеличенной линиатуре, нужно увеличить и разрешение печатного аппарата, а это может быть невозможно технически. Кроме того тип бумаги, на которой мы печатаем, может внести свои поправки, например:

  • газетная бумага 80–133 lpi;
  • мелованная бумага 150–175 lpi;
  • высококачественная мелованная бумага 200 lpi.

Получается, что даже для высококачественной печати с линиатурой 200 lpi, достаточно будет изображения с разрешением 200 ppi. Почему тогда все говорят про 300 ppi?

Откуда взялось утверждение про 300 ppi

Сказанное ранее, сказано о печати в одну краску. Теперь посмотрим на полноцветную печать. В общем там все тоже самое, только вместо одной, у нас четыре краски, которые как бы «наложены друг на друга с небольшим смещением». И получается, что напечатанное цветное изображение состоит не из растровых точек, а из групп растровых точек. Такая группа состоит из четырех растровых точек (по одной точке на каждую краску). Вот тут я думаю и кроется разгадка.

Условно представим такую группу четырех точек квадратиком 2х2. То есть при печати цветного изображения в четыре краски мы получаем на той же площади в два раза больше растровых точек, чем при печати в одну краску. Значит разрешение цветной фотографии в ppi должно быть в два раза больше линиатуры lpi. А если учесть, что печатают с линиатурой 150 lpi достаточно часто, то вот и получаем 150х2=300.

Скорее всего было так: разные красивые журналы печатались с линиатурой 150 и требовали именно под эту свою печать фото с разрешением 300 ppi. Большинству дизайнеров не хочется вникать в разные технические тонкости и они просто решили делать так как делают специалисты.